персональный сайт воспитателя Ковенко Оксаны Валерьевны

Конспект по окружающему миру «Грибы» (26.09.2022)

Окружающий мир. Тема «Грибы» 

Программное содержание: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей

 https://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-presentation.png

Ход занятия.

-Ребята, недавно мы сказали Лету: «До свидания», а Осени «Здравствуй» (слайд 2)

Воспитатель читает стихотворение:

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена, клен от холода дрожит.

На дорожке балкона золотой ковер лежит.

-Дети, какие приметы осени вы знаете? (дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, Животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают.)

-Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.) (слайд 3)

-Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на красивом автомобиле.

Дети садятся в игрушечный автомобиль, звучит веселая музыка.

Вот и лес. (слайд 4)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

-Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы-любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

Не срывать, не топтать ядовитые грибы—они нужны многим жителям леса;

Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их — можно повредить грибницу;

Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

Не собирать грибы у проезжей части;

Собирать только известные грибы;

Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым.

Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

-А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе. (слайд 5)

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы…(боровик)

-Дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. А еще называют белым грибом. Почему? (предположения детей).

-Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы. Когда я была маленькой, мне тоже было интересно все знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: Вот это белые грибы и подберезовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их еще называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому гриб еще называют гриб-полковник.

Дети подходят к следующему грибу-подосиновику.

-А вот и другой гриб. (слайд 6)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик.)

-Почему его так называют? (потому что чаще всего он растет под осиной.)

-Расскажите, что вы знаете, об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)

Дети подходят к следующему грибу. (слайд 7)

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик.)

--Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все-таки их различить? (предположения детей)

-На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.

Дети подходят к пеньку семейства Опят.

-А вот сразу несколько грибов, целая семейка. (слайд 8)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу. (опята.)

-Опята бывают летние и осенние. И растут они обычно на пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

-Вот как много мы собрали грибов. Давайте с ними споем и станцуем, ведь мы на волшебной поляне.

Звучит музыка, дети водят хоровод. Воспитатель приглашает детей сесть на пеньки отдохнуть).

-Дети, вы знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с березой - (подберезовик), с осиной-…(подосиновик); эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

-Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? (о съедобных.)

-А какие есть еще грибы в лесу? (несъедобные или ядовитые.) (слайд 9)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красной шляпке, на шляпке горошки…(мухомор.)

-Мухомора боятся мухи и падают замертво, но им лечатся лоси, проглатывая его целиком.

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют. (бледной поганкой.) (слайд 10)

-Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Вовремя варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый—луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)

29 мая 2023 в 09:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.