персональный сайт воспитателя Ковенко Оксаны Валерьевны
|
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на русскую кухню» (14.11.2022)Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на русскую кухню» Цель: закрепить знания детей о традициях русской национальной кухни. Задачи: Расширять представления о традиционных продуктах. Воспитывать чувства гордости за свой народ, за самобытность культуры. Развивать познавательный интерес к истокам культуры русского народа, развивать речь в беседе, логическое мышление. Предварительная работа: беседы о истории Руси, просмотр презентции, опробование продуктов питания. Методы и приемы: просмотр презентации, ситуативный разговор, игровая ситуация, вопросы к детям, стимулирование к действиям. Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поговорить о Родине… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Это страна, в которой мы живём. Как она называется? Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… Богата и щедра земля наша. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Как вы думаете какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? Дети: Хлеб! Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. По праздникам пекли особый хлеб – каравай. Дорогих гостей хлебом с солью встречали. Вот он – хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой; Вот он – теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. (Если есть возможность показать детям настоящий каравай, чтобы они ощутили запах хлеба) Воспитатель: Теперь отгадайте мою загадку. Сдобный, пышный ароматный, У него румяный бок. Называется, ребята, это чудо… (пирожок). Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие пироги пекут, с какой начинкой? Начинок у пирогов много с капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. И называются они по-разному: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках часто упоминаются пироги или изделия из теста? (Назовите сказки, где есть пироги? Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю, что» и другие.) Воспитатель: Ну-ка ребятки отгадайте-ка ещё загадку Сладким мёдом поливаем
Воспитатель: Верно, блины на Руси любили. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекут блины? Дети: На Масленицу. Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Блинам песни посвящали и игры. В одну из них предлагаю поиграть. (Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч, проговаривая слова. На ком мяч остановится тот выходит в круг. Когда соберётся 3-4 ребёнка. Включается музыка и все танцуют. Дети оставшиеся в круге хлопают) Раз, два, три, четыре, пять – Будем блин передавать. Кто блин возьмёт Танцевать пойдёт. Воспитатель: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка? Дети: Про корову. Воспитатель: Правильно, послушайте стихотворение: Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь делай: Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу, Творожок на пирожок. Кушай, миленький дружок! Л. Уланова Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. Молоко до сих пор уважают, да в каши добавляют. Воспитатель: Каша - любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. А вы какую кашу любите? Воспитатель: Попробуйте угадать какая это крупа и как называется каша. (Дети перебирают и обследуют крупу) (Или смотрят картинки) Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. Воспитатель: А как русские люди сохраняли свой урожай? Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи. Воспитатель: Какие овощи у нас растут на огородах вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь) Лоскуток на лоскутке – Зеленые заплатки, Целый день на животе Нежится на грядке. (Капуста) Сильно плачут все вокруг, Если мама чистит … (Лук) Вверху зелено, Внизу красно. В землю вросло. (Свекла) На грядке длинный и зеленый, А в кадке – желтый и соленый. (Огурец) Кругла да гладка, Откусишь – сладка, Засела крепко В землю … (репка) (Вопросы для средней группы. Для младшей просто рассказ) Воспитатель: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Воспитатель: Что же пили наши предки? Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот. Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. 29 мая 2023 в 09:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.