персональный сайт воспитателя Ковенко Оксаны Валерьевны
|
Конспект по развитию речи Тема: «Старик-годовик» (13.03.2023)
Конспект по развитию речи Тема: «Старик-годовик» Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В.И. Даля. Задачи: - учить выделять главную мысль сказки, составлять рассказ - описания; уточнять знания детей о временах года; - обогащать и активизировать словарь детей. - развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ. - воспитывать желание детей слушать произведение; - воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое. Материал и оборудование: портрет В. Даля, картины с временами года, виды календарей, домик старика, аудиозаписи времен года (зима, весна, лето, осень), мнемотаблица для составления описательного рассказа. Предварительная работа: чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок, Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной. Ход НОД: Воспитатель. Ребята давайте сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. А вот на чем, угадайте? Братцы в гости снарядились. Друг за друга уцепились И помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. Дети. - Поезд. Воспитатель. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места, поехали. Мы приехали. Посмотрите, избушка. В этом домике живет Старик-годовик, и он оставил нам задания. - А вы знаете кто такой Старик-годовик? - А кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимир Иванович Даль, он написал очень много сказок и рассказов. Послушайте его одну сказку, и называется она
Владимир Иванович Даль «Старик-годовик» Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая чёрная? -Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Дети. Времена года. (картина «Времена года») Воспитатель. Старик – годовик приготовил нам задания. (беру из домика конверт с заданиями) Задание №1. Воспитатель. – Послушайте и определите к какому времени году подходят звуки природы, в разные времена года (включается аудиозапись) Закройте глаза. Воспитатель. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года? Дети. - Зима Воспитатель. -Какие зимние месяцы вы знаете? Дети. - Декабрь, январь, февраль. Воспитатель. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь? Дети. - Потому что, дети лепят снеговика, катаются на санках, играют в снежки. Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. Как вы, думаете какое это время года? Дети.: - Весна Воспитатель. - Какие весенние месяцы вы знаете? Дети. - Март, апрель, май. Воспитатель. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину? Дети. - Птицы прилетели, снег тает. Воспитатель. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года? Дети. - Лето. Воспитатель. -Какие летние месяцы знаете? Дети. июнь, июль, август. Воспитатель. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину? Дети. - Бабочки летают, трава зеленая. Воспитатель. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года? Дети.:- Осень. Воспитатель. - Какие осенние месяцы вы знаете? Дети.: сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину? Дети.: - Дождь идет, листья пожелтели. Воспитатель. - Вы очень хорошо справились с заданием. -А что нам помогает узнать дни и месяцы? Дети. - Календарь. Воспитатель. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий). Физкультминутка. В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Воспитатель. - Вовремя физ. минутки, что мы вспомнили? Дети. - Дни недели. Выполняем 2 задания Старика – Годовика. Воспитатель. -Чтобы закрепить дни недели, ответим на вопросы: Какой сегодня день недели? Дети. - Вторник Воспитатель. - Сколько всего дней в недели? Дети. - Семь Воспитатель. - Какой день идет после среды? Д. -Четверг В. - Какой день идет перед пятницей? Д. –Четверг В. - Как называется шестой день недели? Д. -Суббота В. - Если сегодня вторник, какой день был вчера и какой день будет завтра? Дети. -Вчера был понедельник, а завтра среда Воспитатель. – А сколько месяцев в году? Дети. - 12 месяцев. Воспитатель. -А сейчас какое время года? Дети. -Весна. Воспитатель. - А кто нам скажет какой месяц? Дети. – Март. Переходим к Заданию №3. Составление рассказа-описания. Воспитатель. - Дети, следующее задание Старика-годовика — это составление рассказ о «Весне». Нужно рассказать: - какое время года; - что вы можете сказать про погоду; - про птиц. В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему. 2-3 детей составляют рассказ. Схема для составления описательного рассказа. Тема «Старик- годовик» План составления рассказа: 1. Какое время года наступило? Какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май) 2. Какое весной солнце? Греет ли оно? 3. Что происходит весной со снегом? 4. Что происходит с деревьями с наступлением весны? (Деревья оживают, набухают почки, распускаются листья) 5. Что происходит с цветами, травой с наступлением весны? (Появляются первые цветы, зеленеет трава и т. д.) 6. Что происходит с птицами с наступлением весны? (Прилетают перелетные птицы, весной птицы выводят птенцов) 7. Какие изменения происходят в жизни животных весной? (Медведь, еж, пробуждаются ото сна, весной у животных появляются детеныши) 8. Каков труд людей весной? (люди перекапывают землю, высаживают овощи и т. д.) 9. За что ты любишь весну? Примерный рассказ: Наступила весна. Весенние месяцы это март, апрель, май. Весной солнце пригревает. Снег начинает таять, появляются проталины. Деревья весной оживают, на ветках набухают почки, затем из почек появляются листики. Из под снега появляются первые цветы – подснежники, трава зеленеет. Весной прилетают птицы – грачи, ласточки, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. Медведь просыпается от зимней спячки. Люди весной высаживают овощи, убирают мусор после зимы. Я люблю весну за то, что она теплая. Воспитатель. - С этим заданием справились. В. - Хорошо, поиграем еще в одну игру. Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?» Воспитатель. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще» Воспитатель. - Утром светло, а днем еще … Дети. -Светлее. Воспитатель. - Вечером темно, а ночью еще … Дети. -Темнее. Воспитатель. - Осенью холодно, а зимой еще … Дети. -Холоднее. Воспитатель. - Весной солнце светит ярко, а летом еще … Дети . - Ярче. Воспитатель. - Весной птицы поют звонко, а летом еще … Дети. -Звонче. Воспитатель. - В пальто тепло, в шубе еще … Дети. -Теплее. Воспитатель. - Весной день длинный, а летом … Дети. -Длиннее. Воспитатель. -А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки. Задание № 5. Загадки о временах года Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА. Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА. Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО. Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ. Воспитатель. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик? Дети. - Год. Воспитатель. -Сколько времен года? Дети. – 4 времен года. Воспитатель. - Назовите месяцы каждого времени года. Дети. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель. - Какие календари бывают? Дети. - Настенный, настольный, отрывной, карманный. Воспитатель. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика. Рефлексия мероприятия: · Что нового и интересного узнали сегодня? · О чём сможете рассказать друзьям, родителям? Ребята, загадайте загадки родителям о временах года, посмотрите какие календари, есть у вас дома? Принесите календари в группу, и мы рассмотрим их вместе., вместе с родителями нарисуйте ваше любимое время года 29 мая 2023 в 09:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.