персональный сайт воспитателя Ковенко Оксаны Валерьевны
|
Картотека дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на тему «Космос» (апрель, 2023)Картотека дидактических, подвижных,малоподвижных, сюжетно-ролевых игр Дидактические игры 1. «Планеты Солнечной системы» Цель: уточнить названия планет Солнечной Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет:Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память. Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение. Ход игры. Игрокоткрывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показываетостальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Есликарточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, аправо хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковыекарточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишаетсяхода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараютсязапомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинкипарами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл. 2. «Правильно расставьпланеты» Цель:учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мереих удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве всолнечной системе. Материал:карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типупаззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9. Ход игры.На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку(Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребятапомладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типупаззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливаютпо памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются. 3. «Найди лишнее» Цель:развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию,объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память. Материал:наборы картинок с изображением различных предметов. Ход игры. 1вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор изчетырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, неукладывающийся в общую схему. 2 вариант (без опоры на наглядность).Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборелишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Предполагаемыенаборы картинок (слов): 1.Солнце,Юпитер, Венера, Африка 2.Ракета,спутник, лодка, луноход 3.Комета,метеорит, звезда, глобус 4.Астронавт,астроном, астролог, космонавт 5.Меркурий,Венера, Большая Медведица, Марс 6.Звезда,галактика, созвездия, телескоп 7.БольшаяМедведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассиопея 8.Море,пустыня, океан, река 9.Овен,Близнецы, астролог, Рак 10.Равнины,горы, пустыня, океан 11.Смелый,храбрый, злой, отважный. 4. «Подбери словечко» Цель:активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие,память, логическое мышление. Ход игры. Удетей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда»родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы: -человек,который считает звезды – звездочет, -космическийкорабль, летящий к звездам – звездолет, -скоплениезвезд на небе- созвездие, -момент,когда звезды «падают» - звездопад, -небо,на котором много звезд – звездное, -небо,на котором нет звезд – беззвездное, -бываетбольшая звезда, а бывает маленькая – звездочка. 5. «Собери предметы изгеометрических фигур» Цель:закреплять знания детей о геометрических фигурах; учить детей конструировать пообразцу и по памяти; развивать мышление, воображение, память; развивать мелкуюмоторику пальцев рук. Материал: карточкис изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда. Ход игры. Вариант№ 1 Детиконструируют предмет по образцу. Вариант№ 2 Детиконструируют предмет по памяти. 6. «Бывает – не бывает» ЗвукС Космонавтыполетели в космос. Стасрисует космический спутник. Солнцесветит ночью. ЗвукШ Сашарешил стать космонавтом. Машадошла до солнца пешком. Наташаслышала истории о пришельцах. ЗвукЛ Ласточкадолетела до Луны. Космонавтобогнал луноход. Месяц– это неполная луна. ЗвукР Наракете летают в другие страны. Сережапостроил ракету из конструктора. Ракетабыстрее катера.
Подвижные игры 1. «Полёт в космос». Описание:играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все детистановятся врассыпную. Руки поднимают вверх, соединяя в центре пальчики, как быизображая ракету. Воспитатель: - Ракеты, приготовились. Дети присели.Воспитатель предлагает обратный отчёт произнести вместе. Все: - Пять, четыре,три, два, один, поехали! Дети летают, не наталкиваясь друг на друга.Воспитатель: - Приехали. Дети присели. 2. «Космонавты» Описание:играть в эту игру могут дети, делясь на подгруппы, как в помещении, так и наулице. По всему игровому пространству раскладываем обручи – это «скафандры». Ихдолжно быть на один меньше, чем участников. Играет космическая музыка, детибегают везде, не наступая на обручи. Ведущий произносит слова: Друг,скорее, не зевай, а скафандр надевай! Игрокикак можно быстрее должны встать в обруч, и поднять его вверх (как бы, надеваясвой скафандр). Тот, кто не успел надеть скафандр, садится на скамеечку(остаётся на земле). Игра продолжается, опять на один обруч меньше. Итак, покане останется один победитель. Вот кто первым полетит в космос. Остальные нерасстраиваются, в следующий раз обязательно тоже выиграют. 3. "Перебежки полуне" Описание:Пробежать в спокойном темпе как можно дальше и дольше. Пробежатьпо краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени. Пробежать,забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц. Пробегать,перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5—2 м. Бежать,перешагивая через палки, рейки, положенные на землю или приподнятые на высоту15—20 см. 4. «Звездные ловишки» Описание:Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранныйиграющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка.По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке,увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих икоснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой,отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка. 5. «Маленькие планетки» Описание:На земле (полу) чертится круг диаметром3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центркруга, остальные — за кругом они маленькие планетки. После сигнала: «Раз, два,три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает3—4 детей, выбирают нового ловишку. 6. «Космическаярыбалка» Описание:Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга— воспитатель. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10—15 см), к концу которогопривязан мешочек с песком. Играющие, внимательно следят за мешочком, при егоприближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот,кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. Черезнекоторое время делается небольшой перерыв. Затем игра возобновляется, в нейснова участвуют все дети. Сначала шнур вращают так, чтобы мешочек поднималсяневысоко. Если дети легко справляются с заданием, мешочек можно поднять немноговыше. Вращать шнур можно не только по часовой стрелке или против. 7. «Веселые космическиесоревнования» Описание:Играющие дети становятся в несколько колонн у общей черты на расстоянии 2—3шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих детей. Каждойкоманды есть название космического корабля и эмблема с его изображением,которая надета на капитана команды. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка»из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20—25 см). Далее через «дорожки» проведены двеперпендикулярные линии на расстоянии 70—80 см «кратеры», и затем на небольшомрасстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя капитаны бегут подорожкам, перепрыгивают «кратеры», подбегают к обручам, берут их, надевают насебя и опускают на пол. После этого они быстро возвращаются, надевают эмблемуна следующего участника команды истановятся в конец своей колонны. Можно играть и по-другому. Первые дети,выполнив задание, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игрокови стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до нихдотронулись. 8. «Собёрем космическиймусор» Описание:Дети делятся на 2 команды с равнымколичеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета,а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки. Посигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии сего цветом. Усложнение: -передвигатьсятолько гигантскими шагами; -передвигатьсятолько прыжками на 2-х ногах. 9. «Космостарт» Описание:Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзинки. На другой стороне находится корзинки с«метеоритами» (мячами). Дети бегут одновременно каждый к своей корзинке берут«метеорит», зажимают его между ног и возвращаются, обратно прыгая, кладут его всвою корзинку, затем снова бегут за другими «метеоритом». Игра продолжается дотех пор, пока не перенесут все «метеориты». Кто сделает это раньше, тот ивыиграл. Усложнение:предложить детям выполнить задание на время. 10. «Быстрые и меткиекосмонавты» Описание: Вариант1 2—4ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по двамешочка с песком. Добежав до линии, детидолжны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого детидолжны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, ктозабросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся наместо. Вариант2 Стояна расстоянии 1—2 м от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м, переброситьчерез нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его. Затемзадание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м. 11. «Бег по луннойповерхности» Описание:На площадке выкладываются «кубы – кратеры» (высотой 20 см). Играющие по очередипробегают, перешагивая барьеры. Усложнение:пробежать через барьеры как можно скорее; перепрыгнуть их. 12. «Космический полет» Описание:Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадке – это планета Земля. Каждыйребенок – космический корабль. Все детипрыгают с ноги на ногу, «перелетают» на другую планету. «Метеорит» ведущийбросает в эти корабли мягким мячом. 13. «Марсианскиепопрыгунчики» Описание:Дети стоят на площадке в 2-ве шеренги, надо прыгнуть на правую ногу(отталкиваясь двумя), потом на левую (отталкиваясь двумя). Потом оттолкнутьсялевой ногой и приземлиться одновременно на две ноги, оттолкнуться правой иприземлиться на обе ноги. Выигрывает та команда, которая дойдёт до финишабыстрее, и не ошибаясь. Малоподвижные игры 1. «Марсиане» Описание:играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все детистановятся в круг. С помощью считалочки выбирается ведущий. Он раздаёт всемдетям карточки, рисунком вниз. На них изображены либо люди, либо «зелёныечеловечки» (марсиане). Ведущий закрывает глаза и произносит слова: Прилетел(ла) я на планету, Можетэто чудо света? Ну,а может рядом где – то? Всёмне важно в мире знать, Исекрет ваш разгадать. Детив это время должны посмотреть на изображения своих карточек. Их задача показатьведущему кто они – люди или марсиане, не произнося слова. Ведущий подходит,нажимает на игрока и отгадывает. Затем ведущим становится тот, кто наиболееинтересно изображал свою роль. 2. «Меркурий» Описание:дети по кругу передают друг другу горячую планету «Меркурий» (мяч). По командеведущего игра останавливается, и тот, кто держал мяч в тот момент выходит изигры. Побеждает последний выбывший. 3. «Космические слова». Описание:ведущий кидает по очереди детям мяч, и тот, к кому в руки попал мяч, долженназвать слово, которое относится к теме «космос». Если ребенок не называетслова, он выходит из игры. Игра продолжается до момента, пока у игроков незакончатся слова, или останется последний игрок. Сюжетно-ролевые игры 1. «Исследователикосмоса» Цели:Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуациюи действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях вобласти космоса, о специфических условиях труда исследователей, учитьмоделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительныематериалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речьдетей. Примерные игровые действия:выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.);создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы;изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научныхстанций; ученый совет; подведение итогов исследований. Предметно-игровая среда.Оборудование: карта космического неба; карта созвездий; элементы космическихкораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений. 2. «Космическиймедосмотр» Цели:Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуациюи действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей о том, чтокосмонавту нужно вести здоровый образ жизни быть сильным и здоровы, учитьмоделировать игровой диалог, использовать окружающую среду для игры, предметы-заместители.Развивать творческое воображение, связную речь детей. Примерные игровые действия: составлениеплана действий врача по проверке здоровья космонавта перед полетом, осмотр вигровой форме, проверка физической формы, отметка в журнале, что космонавтздоров. Предметно-игровая среда.Оборудование: набор доктора для сюжетно-ролевой игры, спортивное оборудование. 3. «Космические полеты» Цели:Знакомство с первопроходцами, покорившими Вселенную. Закрепить знания детей поусвоению темы «Космос». Воспитывать чувства патриотизма, гордости за страну,первой проложившей путь в космос. Обогатить словарный запас детей новымипонятиями. Примерные игровые действия:Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет. Построиликосмическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Лунеесть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунныепейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе. Полетелина другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. Вкосмосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся синопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос. Держимсвязь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты. Наземле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье послеполета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах. Оборудование:Скафандры из полиэтилена, карта Земли, Луны, звездного неба, машина-луноход,антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат,открытки планет, звездного неба. 29 мая 2023 в 11:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.